Роль динамического компонента интонации в организации текста устной англоязычной молитвы в художественном кинодискурсе

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2018
Назва журналу
Номер ISSN
Назва тому
Видавець
Одеський національний університет імені І.І. Мечникова
Анотація
В статье анализируются данные исследования динамических особенностей устных молитвенных текстов в современном англоязычном художественном кинодискурсе. Молитвенное обращение персонажей кинофильмов рассматривается как интертекстуальность – использование элементов уже существующего текста в процессе создания и функционирования нового. В статье исследуются два способа молитвенного обращения персонажей к Богу – с канонической молитвой, зафиксированной в Книге Общих Молитв и со «спонтанной» молитвой. Для анализа использовались четыре композиционные части молитвы, обладающие различными прагматическими целями, характерными для обоих видов молитвенных текстов. Для определения степени участия динамического компонента интонации в оформлении устного текста молитвы проведен комплексный фонетический анализ, целью которого явилось выявление общей тенденции в динамической организации молитвенных текстов в рамках художественного кинодисурса. В результате перцептивного и электроакустического анализа выявлены основные динамические характеристики исследуемых текстов. Выявленные дистинктивные интонационные признаки кано-нической и квазиспонтанной молитвы в художественном кинодискурсе на перцептивном уровне позволяют выделить динамический компонент интонации в качестве ведущего параметра. Инструментальным путем зафиксировано, что различия в значениях пиковой интенсивности в исследуемых текстах существенны. В целом спонтанная молитва характеризуется более высокими значениями максимумов интенсивности, что подтверждает данные, полученные в процессе аудиторского анализа. Тем не менее, и в канонических молитвах значения исследуемого параметра во вводных и заключительных частях превышают средние по тексту в целом. Исследование среднеслоговой интенсивности фраз, составляющих сверхфразовые единства текстов молитв, позволяет констатировать, во-первых, существенность различий в значениях исследуемого параметра в спонтанной и канонической молитвах, а, во-вторых, наличие определенной общей закономерности в изменениях значений среднеслоговой интенсивности в различных частях молитвы. В целом проведенное экспериментальное исследование подтвердило гипотезу о ведущей роли динамического компонента интонации в дифференциации видов молитв в художественном кинодискурсе. Стаття присвячена дослідженню динамічних особливостей усних молитовних текстів в сучасному англомовному художньому кінодискурсі. Молитовне звернення персонажів кінофільмів розглядується як інтертекстуальність – використання елементів вже існуючого тексту в процесі створення та функціонування нового. В статті досліджуються два способи молитовного звернення персонажів до Бога – з канонічною молитвою, що є зафіксована в Книзі Загальних Молитов, та зі «спонтанною» молитвою. Для аналізу використано чотири композиційні частини молитви, що характерні для обох видів молитовних текстів. Для виявлення ступеня участі динамічного компоненту інтонації в оформленні усного тексту молитви проведено комплексний фонетичний аналіз, метою якого стало виявлення загальної тенденції у динамічній організації молитовних текстів у рамках художнього кінодискурсу. За результатами перцептивного та електроакустич-ного аналізу виявлено основі динамічні характеристики текстів, що досліджуються. Виокремленні дистинктивні інтонаційні ознаки канонічної та квазіспонтанної молитви в художньому кінодискурсі на перцептивному рівні дозволяють віднести динамічний ком-понент інтонації до головного параметру. Інструментальним шляхом зафіксовано, що відмінності в показниках пікової інтенсивності у досліджуваних текстах є істотними. В цілому спонтанна молитва характеризується більш високими показниками максимумів інтенсивності, що підтверджує данні, отримані під час аудиторського аналізу. Тим не менш, й канонічні молитви демонструють показники досліджуваного параметру у вступній та заключній частинах молитов, які значно перебільшують середні по тексту. Дослідження середньоскладової інтенсивності фраз, що входять до надфразових єдностей текстів молитов, дозволяє констатувати, по-перше, істотність відмінностей у значеннях досліджуваного параметру у спонтанній та канонічній молитві, по друге, наявність певної загальної закономірності у змінах показників середньоскладової інтенсивності в різних частинах молитви. В цілому проведене експериментальне дослідження підтвер-дило гіпотезу про головну роль динамічного компоненту інтонації у диференціації видів молитов у художньому кінодискурсі. The article deals with the investigation of dynamic peculiarities of oral prayer texts used in modern English film discourse. Prayer personages’ appeal to God manifests intertextuality of the film discourse, that is the use of the elements of the existing text in the process of the creation of a new one. Two ways of personages’ appeal to God – with a canonical prayer registered in the Book of Common Prayers and with a “spontaneous” prayer address – have been investigated in the present paper. Four compositional parts having different pragmatic aims typical of the prayer texts of both types have been singled out. To determine the degree of the dynamic component par-ticipation in the organization of the prayer oral text, a complex phonetic analysis was conducted, the purpose of which was to identify the general trend of the dynamic organization of the prayer texts within a film discourse under study. As a result of perceptive and electroacoustic analysis, the main dynamic characteristics of the investigated texts were revealed. Distinctive intonation char-acteristics of the canonical prayer and the “spontaneous” prayer within a film discourse revealed on the perceptive level allowed to highlight the dynamic component of intonation as a leading parameter. Instrumentally, it is found out that the differences in maximum intensity of the investi-gated prayer texts are essential. The “spontaneous” prayer demonstrates much higher maximum intensity than the canonical prayer. Howeverthe canonical prayer texts as well are characterized by the increased maximum intensity in introductory and concluding parts. The average syllabic intensity of the phrases constituting supraphrasal unities shows both the differences in their rate and the mutual tendency in their variability in different parts of the prayer. Thus the experimental research proved the hypothesis about the leading role of the dynamic component of intonation in prayer texts within a film discourse differentiation.
Опис
Ключові слова
кинодискурс, интертекстуальность каноническая/квазиспонтанная молитва, динамический компонент интонации, интенсивность, кінодискурс, інтертекстуальність, канонічна/квазіспонтанна мо-литва, динамічний компонент інтонації, інтенсивність, film discourse, intertextuality, canonical /“spontaneous” prayer, dynamic component of intonation, intensity
Бібліографічний опис
Лисовская А.О. Роль динамического компонента интонации в организации текста устной англоязычной молитвы в художественном кинодискурсе / А.О. Лисовская // Записки з романо-германської філології / [ред. І.М. Колегаєва] // Одеський національний університет імені І.І. Мечникова: ф-т романо-германської філології. - Вип. 2 (41). - Одеса: КП ОМД, 2018. - С. 74-81.